Сайт педагога-психолога МКДОУ детский сад №8

Эмоциональные взаимоотношения родителей и детей

Эмоциональные взаимоотношения родителей и детей

Развитие ребенка в период дошкольного детства невозможно без родительской любви, заботы, взаимопонимания, доверия друг к другу.  Эмоциональный контакт, основанный на любви, т.е. принятие ребенка таким, какой он есть, с  учет его индивидуальности и неповторимости дарит ему чувство защищенности, формирует доверие к миру, делает его уверенным в себе, общительным. У ребенка формируется внутренняя позиция: «Я нужен! Я любим!  Я люблю вас тоже!».

В детском саду ребенок находится по 8, 10 часов без ласки и внимания родителей.  Поэтому  важно в то время, когда ребенок находится в семье дать ему возможность почувствовать себя любимым, нужным, а не отвергнутым и покинутым.

Очень часто в наше время, по различным причинам (тяжелая работа, конфликты или неурядицы в семье или на работе, дефицит времени, стрессы, собственные невротические состояния) родителям не хватает сил, времени, терпения на выстраивание теплых и доверительных отношений. А общение матери с ребенком сводится к раздаче приказаний, а зачастую и наказаний, мнение ребенка не учитывается, его чувствами мама не интересуется.

Но иногда бывает, что недовольство ребенком растет, вследствие того, что ребенок не соответствует каким-либо родительским ожиданиям (он не достаточно умный, умелый, красивый). Требования родителей завышены и не соответствуют возрастным особенностям ребёнка, например, считают,  что он способен разговаривать к двум годам, что дети могут с раннего возраста помогать по дому, не учитывая при этом индивидуальных особенностей детей, пытаются как-то «УЛУЧШИТЬ» ребенка. И такая любовь становится условной, т.е. буду любить, если ты, будешь таким , как я хочу.   Любовь к ребенку подменяется желанием  удовлетворить свои амбиции. И самая распространённая ошибка родителей –это напрямую, в лицо ребёнку сказать, что если ты не будешь делать так как я хочу, то я тебя любить не буду. В таком случае страшно представить, что чувствует ребенок, когда самый дорогой человек на свете, самая лучшая и любимая мамочка говорит о том, что она перестанет его любить, ведь дети понимают наши высказывания в самом прямом смысле. С годами, понятие «Меня не любят, не ценят, не принимают и не понимают», закрепляется и становится удушающим фактором в семье. Эта позиция в подростковом возрасте даёт трещину , то есть подросток отчуждён и нелюдим, плохо контактирует со сверстниками и как факт одинок. Как ком – это вытекает в уход из дома, замкнутость, глубокую тревожность и самое страшное  суицид.

Помимо эмоциональной дистанции в отношениях с ребенком может возникнуть  форма неэффективного взаимодействия – симбиотическая связь, т.е. слияние с ребенком, стремление удовлетворять все его потребности, оградить от всех трудностей. Часто такой родитель испытывает чрезмерное тревогу за своего ребенка. Он кажется ему беспомощным, несамостоятельным, маленьким, беззащитным. И когда ребенок так или иначе начинает отдаляется от родителя тревога все более нарастает.  Родитель все больше пытается контролировать свое чадо, занижать его способности и возможности.

Такое  взаимодействие ведет к развитию созависимого поведения, когда и мать не может без ребенка и ребенок без матери. Ребенок заражается тревогой матери, у него остаются неразвитыми волевые качества, он не может принимать самостоятельных решений, у него низкая самооценка, в поведении и общении он инфантилен.

 

Так каким же все-таки должно быть эффективное взаимодействие с ребенком?  В первую очередь оно должно быть лишено условности. Принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способны, отличник, помощник и так далее, а  просто за то, что он есть, за то что вы дали этому ребенку жизнь,  что он жив и здоров и  он самый близкий человечек.

 

Но это  не означает, что вы не должны сердиться на ребенка или ругать его, совсем наоборот, нужно просто научиться делать это правильно. Нужно научиться говорить о своих чувствах и нужно научиться слышать чувства другого.  Родителям следует понять, что каждое высказывание типа: «Вот бестолковый!», «Любой дурак на твоем месте понял бы», «Что же это за ребенок такой», «Ах, ты жадина, вредина и т.д» (можно перечислять бесконечно), «Все дети как дети, а ты…» наносят непоправимый вред контакту с ребенком. Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребенка, а указывать ребёнку на конкретный поступок и проговаривать чувство, которое этот поступок вызвал, например: «Я не люблю когда дети пачкаются, я сержусь» вместо :« Вот грязнуля,  только посмотри на себя!». В этом случае вы не только обозначили собственные чувства и избежали критики личности в целом, вы смогли использовать  конкретный его поступок.  Когда мы ругаем ребенка,  необходимо находится на одном с ним уровне, т.е. присесть, взять на колени или на руки, это ставит вас в позицию равенства, помогает сблизиться с ребенком.

 Хвалить ребенка нужно обязательно, особенно застенчивых, неуверенных в себе деток, отмечать даже самые незначительные успехи. Но  не хвалить на пустом месте иначе такое захваливание может привести к чрезмерно завышенной самооценке, эгоизму, нетерпимости к другим людям. 

Мы узнали о том, как ругать и как хвалить ребенка, а теперь немного о том,  как нужно ребенка слушать. Психологи нашли и подробно описали метод «активного слушания», т.е. перефразирование высказывания ребенка с обозначением его чувства.  Например, разберем такие ситуации:

СЫН: «Он отнял мою машинку!»

МАМА: «Ничего, поиграет и отдаст!» или «Ты очень огорчен и рассержен на него»

ДОЧЬ (плачет): «Мама, я упала!»

МАМА: «Сама виновата, я тебе говорила не бегай!» или «Ты упала и тебе очень больно»

На первый взгляд, первый ответ слышим чаще всего и считаем правильным, но это ошибка, так как ребёнок  остаётся наедине с его переживанием. Напротив, ответы по способу активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать о ней и  принять ее.

Пользуясь таким методом, вы не только эмоционально станете близки с ребёнком, но и покажете ему ,что человек может и должен уважительно принимать переживания другого человека, тем самым понимать других людей.

Оставить комментарий: